Статьи |
Тунгусское явление с точки зрения музеефикации исторического событиКак Вы думаете, когда и где, и кем, и как будет рассматриваться и оцениваться событие, участниками которого все мы являемся сегодня: несомненно историческая и важнейшая на данном этапе развития науки и человечества наша юбилейная международная научная конференция "90 лет тунгусской проблемы"? Да, в научных теоретических кругах. Да, в исследовательских поисках практиков. Да, в среде журналистов и популяризаторов научно-технических идей, фантастических проектов, спекулятивных измышлений и тех, кто искренне и фанатично увлечен загадками природы и бесконечными тайнами вселенной. Но есть один мировой полифункциональный институт социальной информации, чье предназначение — сохранение культурно-исторических и естественнонаучных ценностей, документирование процессов и явлений природы и общества, который сам есть совокупность реальностей: текущих, ранее свершившихся и тех, которые когда-то произойдут (в т.ч. и моделируемых на перспективу). Этот институт — МУЗЕИ. Именно музей-накопитель и распространитель самой различной с позиции объективности и субъективности информации, несхожей по параметрам характеристик, путям и формам накопления, тематической комплектации и компоновки и осмыслению объектов и предметов исследования, специфической ее ретрансляции — способен и будет, и уже говорит о происходящем событии в контексте космопланетарного явления, отсчет которого (по земным меркам) начался 30 июня 1908 года, Что же должно относить к музеефикации данного события?
– Само тунгусское явление, как таковое, К примеру, в музейно-выставочном центре г. Железногорска Красноярского края, вот уже 3 года работающего на темой “Космическое вещество на Земле” и в рамках ее над подтемой “Тунгусский космический феномен”, есть раритет, аксиологические (ценностные) свойства которого безмерны уже сегодня. Это страницы дневника одного из участников одной из красноярских экспедицией работавших в Эвенки. И фактически это записи для себя: задания, которые автор получал, схемы маршрутов, описания того, что удивило и поразило. Педантично занесены даты, время в часах и минутах, радиационные замеры. То есть то, что позже, возможно, станет основной научного отчета. А еще здесь живая душа автора записок геохимика Александра Петровича Андреева, почти три десятка лет посвятившего разгадке явления. Представьте, как однажды, лет эдак через... 270 - 890 наш далекий потомок прочтет: "13 августа 1997 года, среда. С утра погода мерзопакостная. Вылазим из палаток, желаем друг другу доброго утра с хмурым видом, обязательно прибавляя: "если его можно назвать добрым". Водяная пыль носится в воздухе. ...В 1600 пошли на магнитную аномалию. Стали окапывать по контуру..." Или вот эта запись: "Измерил ... системы трещин. Основная с Ю.-З. на С.-В. с азимутом простирания 260...". "Пока ходили — набрали грибов ведра 3-4". И невдалеке пометка: "Ночь холодная, звездная". "Нейтральный характер экспоната и эмоциональная характеристика исторического персонажа, свидетельство интереса эпохи к событию и научная ценность подлинного экспоната. Именно так в последнем десятилетии XX века самодеятельные экспедиции обследовали зоны, предположительно входившие в контакт с ТКТ - возможно скажут в будущем. – Вот-вам музеефикация историческая, историко-краеведческая, этнографическая. Типическая и частная, объект и предмет исследования в семантическом и коммуникационном аспекте. К ним приложены понятия аттрактивности, репрезентативности, экспрессивности, этической и эстетической ценности." Еще один предмет, извлеченный из реальной действительности: письмо ученого, негодующего по поводу музеефикации неверной (с его точки зрения) теории происхождения тунгусского тела. А почему бы и нет? С нашей музейной точки зрения это, во-первых, прекрасный экспонат из области формы ведения научных споров с противником. Во-вторых, свидетельство развития научной мысли и того, как трудно мы идем к пониманию того, что произошло в Красноярье, когда нас всех еще не было. В третьих, это яркое подтверждение, что музеефикация Тунгусского явления и всего что входит в круг рожденных им проблем — наше общее дело. Мы все, а я имею в виду и вас, собравшихся в этом зале, – с этим уже опоздали. Вряд ли хоть одна научная экспедиция, отправляясь по следу Тунгусского феномена, консультировалась в период формирования с музейными специалистами. Организаторы и участники не задумывались о последующих образовательно-воспитательном и пропагандистском аспектах. И едва ли кто размышлял, как исторически будет запечатлен период проб и ошибок, гениальных озарений и феноменальных открытий, разочарований и надежд, что подарил и дарит нам так называемый "Тунгусский метеорит". И уж вовсе немногие сегодня, спустя 90 лет после события, разыскивают свидетельства "косвенных очевидцев". А ведь они есть! В практике нашего МВЦ прошло несколько встреч: – Анна Ивановна Шахматова, родившаяся 30 июля 1908 года под Красноярском, поведала изустно передаваемую в семье легенду о пролете над их жилищем небесного гостя. Он так испугал мать, что та преждевременно разрешилась от бремени. А отец с малых лет твердил дочке: "Запомни, "оно" летело вот так ... Оттуда... – туда... ". Названные А.И. Шахматовой ориентиры заинтересовали Сибирский общественно-государственный фонд "Тунгусский космический феномен" и ее рассказ был заснят на видео. – О событиях конца 1908 года своему сыну, ныне снс МВЦ Сергею Павловичу Кучину некогда поведала его мама, наблюдавшая непонятные явления под Иркутском. Как сожалеет он сейчас, что при жизни ее не догадался дословно записать рассказ. – Другая серия исторических свидетельств касается пребывания в 1937 году в Кежме экспедиций Кулика. Оказалось, что у нас в городе живет и здравствует Евдокия Николаевна Воронова (Кузнецова), выпускница Кежемской школы, которая не только танцевала с Леонидом Куликом на своем школьном выпускном вечере, но и слушала вместе с одноклассниками рассказы ученого о задачах экспедиции, и существовавших тогда научных теориях. – Иная наша землячка лечила в 1937 году в Кежме Леонида Кулика, участвовала с ним в волейбольном матче между местной комсомолией и участниками экспедиции. Именно она – Наталья Петровна Швецкая поведала, что серьезный исследователь был романтиком, не исключавшим в т.ч. и версию о разумности неведомого небесного объекта. Через 49 лет после встречи в Кежме в школе ¹ 100 нашего города, пионерская дружина которой носила имя Кулика, Наталья Петровна Швецкая читала детям написанные ею и посвященные Л.А. Кулику стихи: Живут непоседы в плену непокоя, Не властны над ними комфорт и уют. "Чадят их костры над чужою рекою", К неведомым далям лежит их маршрут. Тунгусское чудо. Событие века. Научных гипотез меняется суть. Нам дорого имя того человека, Что первым торил в неизвестное путь. Двадцатые годы. Тридцатые годы. Хранил свою тайны таежный повал. Кулик с экспедицией в трудных походах Разгадку повала упорно искал. Порою казалось: приблизились к цели... Казалось порою: оборвана нить... И горькие думы ученым владели: "Всей жизни не хватит чтоб тайны раскрыть"... И снова в сомнения мысль повергала: То огненный смерч пробивал облака... То слышались взрывы и грохот металла... Война. Обрывается жизнь Кулика... Другие идут, приближая разгадку Другая легенда берет высоту. Но первую мы не забудем палатку И тех, что на первом стояли посту. ...Аудиозаписи, фотографии, письменные источники, образцы пород, материалы международных конференций по защите Земли от опасных космических объектов (как присутствовавшая в г. Снежинске на обеих – и в 1994, 1996 годах – свидетельствую, что Тунгусский феномен упоминался там десятки раз за день заседаний!), статьи по теме, в т.ч. серия материалов, подготовленных к печати сотрудниками МВЦ и опубликованных в газетах различных городов, практика проведения в музее научных дискуссий и встреч с участниками исследований Тунгусского события — для одного города со 100-тысячным населением это и много, и мало. Рассматривая случившееся в районе Подкаменной Тунгуски 30 июня 1908 года как уникальное и одновременно ординарное событие (возможный и уже не первый в истории планеты контакт с Землей космического тела, четвертого, высшего класса опасности – формулировка конференции SРE-96, г. Снежинск) музеи способны сегодня говорить об изучении феномена и исследовании на его примере уже в более широком аспекте – об изучении существования и развитии Земли как живого объекта живого Космоса. Благодаря технике сегодняшнего дня музеям под силу создать единую планетарную музеефикацию события. Полноценными и самодостаточными объектами ее могут стать природно-ландшафтная зона и научно-исследовательская лаборатория, частная спорная коллекция фаната - "тунгусятника" и бесспорные раритеты государственного учреждения. Скажу больше: Музейно-выставочный центр г. Железногорска уже имеет рабочий вариант музейно-экспозиционного проекта, по которому возможно создание выставки, повествующей о десятках трактовок Тунгусского явления, поиске ассоциативных связей и тех, кому феномен не безразличен. Будет ли проект когда-либо осуществлен? Верю, что да, потому что это уже насущная потребность дня, дань памяти и уважения к тем, кто начал исследования до нас. Музеефикация Тунгусского события 1908 г. – это уровень нашего собственного менталитета и наша забота о новом поколении. |
О метеорите.
Здравствуйте, у меня есть очень редкая книга о тунгусском метеорите. Книга вышла в 2008
году в Красноярском издательстве "Платина". В ней собранны все факты о тунгусском метеорите.Магу предложить.В книге использованы 5 моих картин,приглашаю на выставку:http://khaj-marat.narod.ru
Отправить комментарий